Прошло 4 месяца как в АП появился отдел по контролю за рассмотрением обращений. Новоиспеченную структуру возглавила Аида Балаева, которая совмещает эту должность с работой помощника президента.
За этот период в отечественном медиасегменте активизировались общественные приёмные: вести с полей приемов граждан ежедневно сотрясали как соцсети, так и страницы СМИ.
Многие граждане интересовались, как можно попасть на прием к помощнику президента, и вообще, каковы принципы рассмотрения каждого обращения в общественной приемной?
Главный редактор Tarlan.kz Сырым Иткулов решил узнать непосредственно у руководителя отдела – помощника президента Аиды Балаевой о том, как же обстоят дела в «контроле за рассмотрением обращений» на сегодняшний день.
- Аида Галымовна, вы возглавляете важное направление – общественные приемные. Фактически вас можно назвать диспетчером обратной связи АП. В целом, вам как женщине, сложно ли быть в политике, возглавлять такой ответственный отдел?
- Как вы знаете, государственная служба для меня не новое направление. Уже не раз говорила, что такая работа, как и в армии требует выдержки, дисциплины и терпения. Эти 20 лет госслужбы закалили меня, поэтому стоящие передо мной задачи в настоящей должности не вызвали у меня каких-то особенных или непреодолимых затруднений. Наоборот, очень рада, что при усилии всех государственных органов мы получили возможность оказывать реальную помощь всем, кто к нам обращается. Определенные результаты конечно уже есть. Но вместе с тем, не все проблемы решаемы, особенно если они касаются уже принятых судебных решений. В этой связи понятно негодование людей, которые упустили процедурные возможности урегулировать свои вопросы. Но мы будем внимательно работать с каждым заявителем и разъяснять все имеющие возможности или их отсутствие.
- В последнее время власть озаботилась коммуникациями с обществом, и активно встраивает в систему управления контактные точки. В маслихатах и министерствах появились общественные советы, а Nur Otan, в очередной раз перезагрузил свои общественные приемные.
Вот теперь таковые появились у АП. В связи с чем возникает вопрос, можно ли считать эти надстройки проявлением серьезных проблем между властью и обществом? И на ваш взгляд, насколько реально эти инструменты помогут решить проблему снижения радиуса взаимного доверия?
- Здесь прежде всего важно отметить, что государственные органы всегда были партнерами гражданского общества. Об этом свидетельствуют и регулярное проведение гражданских форумов, которые проходят с участием Елбасы и главы государства. Вместе с тем, новые реалии всегда диктуют необходимость совершенствования практики подобного взаимодействия. Появление социальных сетей, новых средств коммуникаций требуют, чтобы государственные органы соответствовали актуальным запросам общества. Поэтому многие акимы и министры активно используют современные информационные каналы для формирования эффективной обратной связи с населением.
В ходе моей поездки в Атырау лично убедилась, как работает телеграм-канал акима, который в реальном режиме отвечает на поступающие вопросы жителей города.
В свою очередь, общественные советы также формируют один их мостов, помогающих укрепить взаимодействие общества и государства. Очень важно, чтобы эта работа была эффективной. Для этого мы обращаем внимание на качественный состав общественных советов, чтобы в них были представлены представители НПО и просто активных граждан, которые не равнодушны к общественно-значимым вопросам.
- Аида Галымовна, вы, наверное, не будете отрицать, что общественные приемные, при всем своем положительном потенциале несут определенные риски. Ведь у населения возникают немалые ожидания, что написав обращения в администрацию президента, можно будет решить свои проблемы. Но при этом отдел, который вы возглавляете - не тот орган, который принимает решения.
Вы не можете отменять судебные решения, выдавать квартиры или земельные участки. А как правило. именно с такими вопросами граждане обращаются к вам. Не получив ответа, они разочаруются, и это увеличит дистанцию между ними и государством. Может сложится эффект завышенных ожиданий, когда население обращается за помощью к государству, но не получает ответа, которого ждали.
- Вы правы, здесь ключевой вопрос, наверное, заключается в качестве разъяснительной работы, правовой грамотности граждан и активности местных исполнительных органов. Если на местах будет эффективно выстроена данная работа, тогда и не будет предмета для недовольства граждан. Поскольку в корне многих обращений именно жалобы на действия или бездействия государственных органов. Важно чтобы органы власти всех уровней обращали внимание на системные проблемы граждан. Для этого Отделом анализируется весь массив обращений, выявляются системные проблемы и вносятся предложения по их решению.
- Просто интересно узнать. Во время встречи с президентом после приема граждан, спрашивает ли он у вас как прошёл приём, или вы сами рассказываете ему? Как устроена эта коммуникация? Передаете ли вы письма, адресованные ему лично?
- Во-первых, деятельность отдела активно освещается на созданном Телеграмм-канале и во всех видах СМИ. Поэтому, как и граждане, так и руководство страны практически в режиме онлайн информированы о нашей работе, наиболее острых проблемах с которыми сталкиваются граждане. Наряду с этим по итогам каждого выезда в регион готовится служебная записка на имя главы государства. И, наконец, в рамках исполнения своих должностных обязанностей у меня есть возможность лично докладывать Главе государства о работе Отдела.
- В конце апреля пресс-секретарь президента заявил, что открывается виртуальная приемная на сайте главы государства. Как она функционирует? Обращаются ли туда граждане? Заранее прошу прощения за такое упрощение, но чем она отличается от того же ящика, стоящего перед Акордой?
- Виртуальная приемная – это современный коммуникационный канал, регистрирующий обращения граждан лично к Президенту страны. С момента ее создания через нее поступило уже практически пять тысяч обращений. Все они рассматриваются при личном участии Главы государства, а наиболее значимые ставятся на особый контроль.
- Вы подметили, что ваш отдел будет следить за тем, чтобы акиматы не отфутболивали обращения граждан и с должным уровнем ответственности относились к каждой жалобе и просьбе. Возможно ли такое, что акимат может заблокировать решения отдела по контролю за рассмотрением обращений и вернуть его обратно?
Не создаётся ли таким образом почва для конфликта между АП в лице вашего отдела и местными властями в лице акиматов? Были ли подобные недопонимания на местах?
- Такая постановка вопроса звучит не совсем корректно, поскольку местные исполнительные органы и Отдел по контролю за рассмотрением обращений Администрации президента решат общую задачу по эффективному рассмотрению обращений граждан. Ее конечный результат – удовлетворить поступившие запросы, повысить доверие к органам власти, на практике реализовать концепцию «слышащего государства». Делая общую работу центральные государственные и местные исполнительные органы взаимодополняют друг друга.
- Спасибо за беседу.