Посмотрел сегодняшнее интервью президента Токаева Жанне Немцовой, и невзначай вспомнил отрывок из документального фильма об ее отце, где Борис Ефимыч говорит, что определил для себя возраст, когда он станет президентом России - в 65 лет.
И здесь 65 лет. Только Токаеву. Он возглавил страну, когда ему исполнилось 65. А Немцову не дали. Путин не дал. Я так думаю.
Кстати, в том фильме есть эпизод, где говорится, что тяжелые времена для демократов закончатся, когда он станет президентом.
А у нас Токаев стал президентом. И он делает все возможное, чтобы тяжелые времена для казахской демократии, закончились. Как сказал президент в интервью Жанне Немцовой, он уже это делает.
Как мне показалось, Жанна в начале интервью была немножечко предвзята в отношении нашего главы государства: это было видно по первым ее вопросам. Но по ходу интервью, мне стало казаться, что у нее появилось уважение и даже где-то сопереживание президенту Токаеву. Ведь Жанна буквально с детства привыкла к совершенно иному политическому стилю. Поясню.
Я думаю, что политический стиль любого политика она рассматривает сквозь призму такового у своего отца и сравнивает с ним. А какой же он у него? А именно такой, что он мог себе позволить не плыть в долгих объяснениях очевидного. Мягко говоря, стиль этот далеко недипломатичный.
А здесь - совершенно противоположный случай. Напротив нее сидит дипломат до мозга костей и с большой внутренней культурой. И вроде бы у нее должен был быть когнитивный диссонанс. Но, как мне кажется, в Токаеве она увидела ту самую характерную черту своего отца, а именно, демократа с решительным бойцовским характером.
Еще одна очевидная противоположность: Немцов по природе своей был бунтарем, диссидентом и человеком, которому нужны были перемены в самое ближайшее время.
А Токаев в этом контексте, оказался, наверное, мудрее. Он предпочитает очень обдуманные, взвешенные решения, которые он принимает посоветовавшись.
В интервью он упомянул Национальный совет общественного доверия, куда вошли известные журналисты, общественные деятели, блогеры, экономисты, с которыми он «время от времени консультируется».
Как-то Борис Немцов писал, что «самая худшая политика - это отсутствие позиции, что позиция может быть верной, неверной, она может меняться со временем, но она должна быть».
По крайней мере, эта самая худшая политика Токаеву не грозит. Смелость, открытость, упорство и вера в правильность своих действий придают ему моральное, интеллектуальное и политическое превосходство. Не знаю, какая была позиция Токаева до 19 марта, но по моим наблюдениям, после этого, президент последовательно, не меняя позицию, жестко гнёт свою линию.
Почти уверен, что Жанна Немцова это оценила. Ведь не каждому, особенно в политике, удается оставаться последовательным.
Автор: Сырым Иткулов