Ерлан Карин: Президент задает новый формат взаимодействия государства и общества

Ерлан Карин: Президент задает новый формат взаимодействия государства и общества
Ⓒtarlan.kz

Помощник Президента, секретарь Нацсовета общественного доверия Ерлан Карин рассказал, почему важно, чтобы Национальный совет общественного доверия оставался открытой диалоговой площадкой.

Национальный совет общественного доверия (НСОД) в Казахстане создали по поручению Президента Касым-Жомарта Токаева 12 июня 2019 года. Его главная цель – подготовка рекомендаций по актуальным вопросам государственной политики на основе широкого обсуждения с представителями общественности, политических партий, гражданского общества.

За почти два года НСОД выступил со многими предложениями, часть из которых уже претворились в жизнь. О наиболее значимых реализованных и готовящихся инициативах совета в интервью Informburo.kz рассказал Ерлан Карин – помощником Президента Казахстана по политическим вопросам.

"Слишком преувеличивать значение и перспективу НСОД не следует"

– НСОД изначально задумывался, как площадка для развития диалога между властью и обществом. Однако, как отметил глава государства на пятом заседании, Нацсовет из диалоговой площадки преобразовался в общественный центр выработки новых реформ. Как вы считаете, что стало причиной такой трансформации? Быть может он в дальнейшем заменит уже какие-то существующие институты?

– Нет, ни в коем случае. Хотя мы сами, будучи вовлечёнными в работу Нацсовета, несколько увлечённо и восторженно говорим о работе совета, поскольку видим все процессы изнутри и результаты, но при этом нужно смотреть объективно и трезво. Слишком преувеличивать значение и перспективу НСОД не следует.

К тому же нет такой цели, чтобы Нацсовет в будущем заменил какой-то из институтов. И это невозможно. Наоборот, мы не хотим формализовывать работу совета.

Периодически и журналисты, и эксперты, и некоторые общественники задаются вопросом: почему бы не принять какие-то правила отбора членов Нацсовета, не установить избирательный порядок и ротацию… Но я всегда говорю: как только мы начнём внедрять механизмы, какие-то правила, процедуры и прочее, Нацсовет забюрократизируется и превратится в копию формализованных институтов. И все эти разговоры про то, что будет якобы закон о Нацсовете – чистейший фейк. Ещё раз повторю, Нацсовет не будет и не сможет заменить существующие институты.

Нужно, чтобы Нацсовет оставался открытой, живой диалоговой площадкой. Как раз в этом особенность НСОД. Формально Нацсовет – консультативно-совещательный орган, но по сути это активная, динамичная, живая диалоговая площадка, где внутри есть дискуссии, разногласия, даже какие-то конфликты. Люди в совете совершенно разные, и это нормально, поскольку есть возможность учитывать мнение разных групп и слоёв.

То, что вокруг Нацсовета постоянно идут разговоры о какой-то сверхмиссии и так далее, это, наверное, из-за активности самого совета. Причина проста: в рамках работы совета ведётся не просто диалог, обсуждение и последующая коммуникация с госорганами. Всеми нами проводится огромная работа, результатом которой является принятие важных решений, документов, проектов, постановлений и законов. Именно поэтому Президент во время пятого заседания и сказал, что Нацсовет из диалоговой площадки превратился в общественный центр выработки новых реформ. Это большая оценка, в первую очередь эффективности работы совета.

Вся уникальность Нацсовета в том, что это живая площадка, на которой реальные люди выдвигают конкретные вопросы, обсуждают, дискутируют, спорят, идут на компромисс, а потом совместно реализовывают выработанное решение. Даже наши некоторые коллеги, которые раньше были в составе Нацсовета, а потом по ротации вышли, до сих пор поддерживают с нами связь. У каждого общественника остаётся чувство сопричастности к работе. Власть не претендует на авторство инициатив и на монополию реализованных так называемых благих дел в рамках Нацсовета.

Многие обратили внимание, как Президент, выступая на каждом заседании, упоминает имена общественников и их инициативы, а затем – какое решение по ним было принято. Это как раз подтверждение того, что никто не тянет на себя одеяло. Идёт взаимный, равный процесс. Ведь результаты нужны нам всем. В итоге выигрывают все: и власть, и общественники, и общество, и граждане. Инициативы направлены на повышение качества нашей жизни и улучшение ситуации. Здесь нет проигравших!

"Процесс ротации членов НСОД проходит спокойно – мы не делаем из него драмы или трагедии"

– Состав НСОД постоянно пополняется. Появляются новые лица. Подскажите, сколько сейчас членов НСОД? Насколько ещё будет расширен состав? Какими качествами должны обладать кандидаты, стремящиеся попасть в ряды НСОД?

– У нас нет чёткой регламентации по количеству членов Нацсовета, мы не ориентируемся на заданные цифры. Сейчас в составе 46 общественников, уже прошли три ротации, и каждый раз благодаря ротации к работе Нацсовета подключаются новые общественники, эксперты. Это оживляет работу совета. Новые люди приходят и задают определённый новый ритм, привносят новую повестку, проблематику. Этот процесс проходит спокойно – мы не делаем из него драмы или трагедии. Это рабочий процесс.

Членство в Нацсовете – это не привилегия и не определяет статус человека. Сюда приходят активные люди с созидательной жизненной энергией.

Иногда приходится слышать: почему такой-то член Нацсовета заявляет то-то или другое, или почему нет единства между членами Совета, что дескать Нацсовет не сложился как одна команда. Такие упрёки слушать странно. Ведь, Нацсовет – это не клуб особо привилегированных, это не партия, не общественное движение, где все обязаны следовать какому-то уставу или программе. Каждый из них сам несёт ответственность за своё мнение или какие-то комментарии. И члены Нацсовета, вопреки некоторым разговорам, не получают никаких зарплат и вознаграждений. Все они – энтузиасты, они горят, живут теми вопросами, которыми занимаются и продвигают. Но помимо активизма большинство членов Нацсовета большие профессионалы в своих сферах.

При приёме в ряды совета мы не смотрим, насколько громко о себе заявляет общественник, а изучаем, как долго он занимается тем или иным вопросом, насколько хорошо разбирается в теме и как давно специализируется на вопросах, которые поднимает: нам важны профессионализм, специализация, экспертная составляющая.

Каждый из членов Нацсовета приносит не только идеи, но и экспертное видение проблем.

– Есть какая-то сфера, которую хотелось бы доукомплектовать общественниками и экспертами? Или во всех вопросах достаточно профессионалов?

– Я не скажу, что мы можем закрыть все необходимые сферы – это просто невозможно. Именно поэтому и проводим ротацию. Каждый раз меняется общественная повестка, и мы стараемся соответствовать ей, работать в духе сегодняшнего дня. И конечно, предугадывать какие-то вопросы, искать превентивные решения вопросов. Но сейчас мы думаем, что нужно включить экологические вопросы в круг рассматриваемых тем Нацсовета.

– Есть ли отзывы от зарубежных коллег о деятельности НСОД?

– Интерес есть. Со мной встречаются дипломаты зарубежных стран, особенно западных стран, интересуются деятельностью Нацсовета, тематикой, ходом реализации инициатив. В прошлом году, буквально перед пандемией, у меня была рабочая поездка в США, и в Вашингтоне я участвовал в нескольких обсуждениях на площадках различных мозговых центров. Во время этих дискуссий меня также расспрашивали про работу Нацсовета. Также меня приглашали выступить перед послами стран Евросоюза именно по деятельности Нацсовета. Конечно, нам импонирует позитивная оценка деятельности НСОД со стороны зарубежных коллег, но всё же в первую очередь все эти инициативы мы реализуем с точки зрения запросов нашей аудитории.

"В этом году пройдут выборы более 800 сельских акимов"

– Летом исполнится два года со дня основания НСОД. На ваш взгляд, какие наиболее значимые инициативы уже были реализованы за полтора года работы?

– Очень сложно выделить какие-то конкретные инициативы, поскольку было реализовано очень многое. И все инициативы имеют большую значимость. Если в цифрах, то всего за полтора года работы в рамках реализации инициатив Нацсовета было принято 13 законов. Сейчас на стадии реализации 7-8 законов и ещё столько же разрабатывается. Представляете, какой объём работы! А ещё в багаже реализованных инициатив Нацсовета десятки постановлений правительства, приказов министерств и других нормативных актов.

– Можете привести конкретные примеры, в частности, какие инициативы реализованы в сфере политических реформ?

– В рамках работы Нацсовета полностью реализован первый пакет политических реформ, который был анонсирован Президентом в декабре 2019 года. Это снижение регистрационного барьера для политических партий, введение 30-процентной квоты для женщин и молодёжи в партийных списках, принятие нового закона о митингах, декриминализация статьи о клевете и многое другое. Сейчас на стадии активной реализации – второй пакет политреформ, анонсированный в сентябре 2020 года. Основной инициативой второго пакета является введение прямой выборности сельских акимов, а также целый ряд инициатив в сфере защиты прав человека.

В этом году пройдут выборы более 800 сельских акимов! Ещё раз подчеркну – это прямые выборы! Кроме того, уже начата работа по реализации третьего пакета политических реформ, который был выдвинут Президентом в январе на открытии сессии нового парламента.

Третий пакет очень масштабный – это уже выборность районных акимов, снижение избирательного порога для партий с 7 до 5%, введение графы "против всех" в избирательных бюллетенях и т.д. По всем этим инициативам уже разработаны законопроекты, а некоторые уже приняты депутатами в работу. Одним словом, идёт большая работа, причём сразу в нескольких направлениях. Ведь кроме политических реформ активно реализуется также целый ряд различных социально-экономических инициатив.

"Космомониторинг выявил более 8 млн га неиспользуемых земель"

– Какие другие реформы вы бы отметили?

– Один из примеров эффективной работы НСОД – реализация сразу нескольких инициатив в рамках так называемого земельного вопроса. В частности, в декабре 2019 года на втором заседании Нацсовета, Президентом была выдвинута инициатива проведения космомониторинга земли, и в начале 2020 года Министерство сельского хозяйства подписало соответствующий приказ. С мая 2020 года космомониторинг пилотно внедрили в нескольких регионах. По результатам космомониторинга в пилотных регионах было выявлено более 8 млн га неиспользуемых земель.

Также Президентом было предложено повысить в несколько раз базовые ставки за неэффективно используемые земли. Был разработан соответствующий законопроект, который прошёл долгое обсуждение, и в конце декабря 2020 года эти нормы были приняты.

Но всё же одно из самых значимых решений, поднятых на площадке НСОД – поручение Президента законодательно запретить продажу земли иностранным гражданам, а также – её аренду.

Президент заявил, что намерен реализовать эту инициативу путём прямой президентской законодательной инициативы. И спустя буквально пару недель, 12 марта этого года, соответствующий законопроект был направлен Президентом специальным посланием в Парламент. Он уже принят депутатами в работу. 7 апреля законопроект прошёл первое чтение в мажилисе. Это всего лишь малая часть инициатив, которые касались только лишь земельного вопроса.

Кроме этого были и другие знаковые инициативы. Например, Президент предложил сократить на 40% квоту на иностранную рабочую силу. Это прозвучало в декабре 2019 года, и до конца того же года было уже принято соответствующее постановление правительства.

Помимо этого, реализованы инициативы, которые, на первый взгляд, не столь глобальны и не имеют системного значения, но вместе с тем напрямую касаются интересов большого количества граждан.

Я сейчас говорю про принятый недавно закон, согласно которому казахстанские водители могут возить с собой лишь удостоверение личности, а не пачку разных бумаг и документов, как было раньше. Этот закон был разработан МВД также по поручению Президента.

О реализованных инициативах говорить можно много и долго, поскольку, действительно, сделана большая работа. После каждого заседания, которых уже прошло пять, секретариат Нацсовета готовит план по реализации предложенных инициатив и поручений, и каждый из таких планов, как правило, состоит из 20-30 пунктов.

Помимо этих инициатив на заседаниях НСОД секретариат отслеживает, а после обеспечивает работу по реализации инициатив, которые предлагаются членами совета во время личных встреч с главой государства.

Кстати, за полтора года 26 общественников побывали на приёме у Президента, то есть у общественников была возможность напрямую пообщаться с главой государства, предложить собственные инициативы или обратить внимание на те или иные проблемы. Это тоже один из важных форматов работы Нацсовета, так называемый механизм прямого диалога, который был внедрён по инициативе самого Президента.

"Для эффективной работы Нацсовета созданы четыре группы"

– Расскажите, как проходит работа НСОД? Кто работает над реализацией инициатив от момента возникновения идеи до принятия соответствующего постановления, закона?

– Каждый из пунктов инициатив, поднятых на заседании НСОД, секретариат берёт на контроль, после чего мы начинаем прорабатывать вопросы с соответствующими госорганами и ведомствами, отслеживаем и контролируем ход их реализации, в том числе приглашая к обсуждению и их реализации представителей госорганов. Ещё один важный момент: мы просим представителей госорганов и министерств привлекать членов Нацсовета к работе различных инициативных групп, чтобы они не просто предлагали, но и могли участвовать в дальнейшей разработке и реализации инициатив. Работа огромная.

Например, когда в прошлом году был разработан проект нового закона о митингах, то только в стенах мажилиса прошло 16 заседаний рабочей группы. Это только по одному законопроекту!

И это не говоря об обсуждениях, проходивших на площадке Министерства информации и общественного развития. И члены НСОД активно участвовали на каждом заседании. Поэтому большая подготовительная работа проводится по разработке предложений, а уже после - ведётся огромная работа членами НСОД по реализации инициатив.

Для эффективной работы Нацсовета созданы четыре группы: по политической, социальной, экономической модернизации, и в прошлом году также была создана группа по духовно-культурным вопросам. В процессе подготовки заседания Нацсовета проходят заседания рабочих групп, во время которых сами члены совета обсуждают предложения и идеи, формируют перечень инициатив и сами же выбирают спикеров от своих групп, которые после и выступают на заседании НСОД. Выбранному кандидату нужно собрать предложения своих коллег, проработать их, провести координационную работу. После этого документ со всеми предложениями он направляет на общее обсуждение в свою группу. Параллельно проходит предварительное обсуждение инициатив с представителями госорганов, учитываются правовые моменты и многие другие нюансы. И только потом с предложением выступают на заседании НСОД.

После этого мы сводим все инициативы, готовим план по реализации. Далее начинается работа с министерствами, ведомствами, экспертами и госорганами. Каждая инициатива требует подобной проработки.