Как Казахстан пример либеральных реформ задаёт

Как Казахстан пример либеральных реформ задаёт
Ⓒtarlan.kz

В Узбекистане для обсуждения вновь опубликован Проект закона о мирных митингах. Чем он отличается от предыдущего, и что имеет общего с казахстанским.

Закон о мирных митингах существует в Казахстане с 1995 года, а в Узбекистане его примут впервые.

8 апреля 2020 года депутаты Мажилиса Парламента РК одобрили проект нового закона «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан». В мае он был подписан президентом Касым-Жомарт Токаевым.

В Узбекистане же проект подобного закона о мирных митингах находится в обсуждении уже год. И хотя пока неизвестно, когда он будет принят, основные пункты уже сформированы и за последний год не претерпели особых изменений.

Мы сравнили опубликованный для обсуждения в Узбекистане Проект закона о митингах и принятый не так давно аналогичный в Казахстане.

Уведомление и разрешение

Главным и самым существенным отличием стал пункт об организации митингов.

Если в Казахстане, теперь чтобы провести митинг, больше не нужно спрашивать разрешение у властей, и достаточно лишь уведомить местный исполнительный орган, то в Узбекистане рассматривается вариант, когда для проведения собрания, митинга или демонстрации нужно в обязательном порядке получить разрешение.

При этом в обеих странах были существенно сокращены сроки подачи заявлений и уведомлений о проведении митингов. В Узбекистане с 30 до 15 дней, в Казахстане с 15 до пяти дней.

Запреты на митинг

В отношении запретов на проведение митингов законопроекты наших стран схожи.

1) Запрещается их проведение с целью насильственного свержения конституционного строя, разжигания национальной, расовой или религиозной вражды.

2) Запрещается совершать действия, которые создают помехи для бесперебойного функционирования транспорта, объектов инфраструктуры.

3) Иметь при себе холодное, огнестрельное и иное оружие.

Интересно, что в обеих странах во время митингов запрещается ношение и использование масок и других средств, затрудняющих визуальную идентификацию личности, но в Казахстане все-таки сделали исключение для средств индивидуальной защиты, направленных на охрану здоровья.

Место и время проведения митингов

Что касается мест проведения митингов, то в Казахстане требования более либеральные.

Если в Узбекистане проводить мероприятия предлагается в рабочее время, в течение двух часов и на расстоянии не ближе 300 м от административных зданий, то в Казахстане только в строго отведенных местах в каждом городе, определенных местными исполнительными органами. А вот мирные собрания в виде пикетирования в РК могут проводиться не только в специализированных местах, но в любом другом месте, кроме тех, где пикетирование прямо запрещено законом. Продолжительность пикетирования не должна превышать двух часов в день в одном и том же месте у одного и того же объекта, за исключением специализированных мест для организации и проведения мирных собраний.

Примечательно, что в Казахстане в случае, если на проведение мирного собрания в одном и том же месте и (или) по одному и тому же маршруту следования либо в одно и то же время одновременно претендуют несколько организаторов мирных собраний, очередность использования указанного места определяется местным исполнительным органом, исходя из времени получения им соответствующего уведомления или заявления от организатора мирных собраний.

При этом правоохранительные органы в Узбекистане должны не только обеспечивать защиту прав, свобод и законных интересов участников этих мероприятий, но осматривать места их проведения для выявления взрывоопасных, взрывчатых и других запрещенных предметов, а также обезвреживать и ликвидировать их.

Участники

Организаторами митингов в обеих странах могут быть только восемнадцатилетние граждане. А что касается участников, то в Узбекистане разрешается участвовать в акциях с 16 лет. В Казахстане таковых возрастных ограничений нет.

При этом вовлечение несовершеннолетнего в собрания, митинги, шествия, демонстрации и иные формы выражения общественных, групповых или личных интересов и протеста, проводимые в нарушение законодательства Казахстана, а равно использование несовершеннолетнего в указанных формах выражения общественных, групповых или личных интересов и протестов влекут штраф в размере 100 МРП либо административный арест на срок до десяти суток.

Принятый в Казахстане и обсуждаемый в Узбекистане законы во многом схожи, но на самом деле больше всего проект закона Узбекистана идентичен с предыдущей версией казахстанского закона о мирных митингах от 1995 года.

Больше всего различий появилось именно после поправок, внесенных в Казахстане в 2020 году.

Невооруженным глазом видно, что при разработке закона наши соседи опирались на казахстанский опыт. А вот как будет работать новый закон о мирных митингах нам еще предстоит узнать, но уже сейчас можно констатировать, что за последний месяц для Беларуси, учредившей свой Нацсовет общественного доверия, а теперь и для Узбекистана, взявшего на вооружение инициативу по законопроекту о мирных собраниях невольно дал толчок кейс казахстанских демократических преобразований и инициатив, структурированных и реализованных за последний год.