Какой кандидат, такая и программа

Какой кандидат, такая и программа
Ⓒtarlan.kz

Главред Tarlan.kz Сырым Иткулов представляет комментарии к выдержкам о внутренней политике из программ кандидатов в президенты.

Касым-Жомарт Токаев

Предвыборная программа кандидата в президенты Токаева, в сравнении с остальными кандидатами, достаточно содержательна. В его программе сказано о продолжении реформы судебной системы, повышения роли НПО и СМИ в принятии государственных решений для обеспечения прозрачности. Ответственная власть и учёт мнения народа и консультации с ним в решении по стратегическим вопросам путем опросов, а очень важных – референдумов. Совершенствование принятия законов с участием общества. И в целом, общественный контроль за деятельностью госинститутов. Распределение ответственности между государством, бизнесом и НПО посредством оптимизации госфункции и последующей передачей обществу.

Считаю, что пункты программы при их планомерном осуществлении, являются набором инструментарии для правого поворота к дальнейшим либеральным дискурсам.

Токаев обещает активно поддерживать казахстанские СМИ как опору демократии. Программа кандидата Токаева – это документ прямых действий. В случае претворения его в жизнь, что является более вероятным, в стране ожидается процесс объективной повсеместной демократизации и дальнейшей трансформации к реальным переменам, которые позволят выйти из тупикового положения во внутренней политике.

По сути, эта программа достаточно реалистична. Конечно, кто-то может сказать, что тут присутствуют нотки популизма, но эта практика является данью традициям. Без этого никак. И не только у нас, но и во всем мире. Скорее всего, в нашу историю этот документ войдет как первая программа второго президента.

Амиржан Косанов

Предвыборная платформа кандидата в президенты Косанова представляет собой достаточно простые понятия как политические свободы, идентичность, независимость, борьба с коррупцией, экономика и регионы. Главное отличие Косанова от остальных кандидатов – то, что предлагает перейти к парламентско-президентской форме правления. Тем самым, он показывает, что он не сторонник парламентской формы в чистом виде. Он предлагает принять новый закон о государственном языке.

Во внутриполитическом блоке платформы присутствует идея детоталитаризации и отмечается сакральность идеи Алашорды. Косанов, в случае победы гарантирует возвращение на историческую родину казахов, проживающих за рубежом. В целом, внутриполитическая составляющая программа кандидата в президенты Косанова представляет собой публицистические изыски и не содержит подробности их реализации. Платформа Косанова это соединение лозунгов демократических сил с националистической риторикой. Надо признать, что составителям программы удалось сочетать два этих дискурса, что очень важно для будущих политических процессов. Можно констатировать, судя по этой программе, что сам кандидат, похоже завязал с левоцентризмом.

 

Жамбыл Ахметбеков

Что уж там комментировать, так называемая программа кандидата, состоящая из лозунгов дремучей архаичности - абсолютно ущербный документ. Его реализация (не дай бог!), может принести только вред. Безответственность составителей этой программы в том, что подобные лозунги можно было бы использовать максимум в доперестроечном совке.

Во втором пункте программы Ахметбекова есть следующий тезис, который является чистой воды плагиатством:

«Уже давно настало время приложить все усилия и государства, и общества для того, чтобы вернуть на Родину, возвратить народу украденные у нас капиталы».

Ведь всем известно, что идеологом темы возвращения средств из-за бугра является Акежан Кажыгелдин, который озвучивает её уже несколько лет подряд. В целом, можно констатировать, что КНПК не смогла сформулировать четкую программу для электората, которая могла бы повести за собой целые обездоленные социальные группы населения. Эту программу можно назвать «платформой потерянных возможностей «коммунистов Казахстана».

Дания Еспаева

Программа Дании Еспаевой – это некий микс программ Токаева, Косанова и Ахметбекова. Такая же эксплуатация Алашорды, в том числе, в вопросе государственного языка, и в целом, выставление «Акжола» поборником деколонизации и декоммунизации общественного сознания. И та же попытка присвоить вышеупомянутую риторику Кажыгелдина:

«..возвращение из оффшорных зон и зарубежных банков в Казахстан многомиллиардных средств, украденных у нашего народа проворовавшимися чиновниками и аферистами».

Надо отметить, что авторы предвыборной программы Еспаевой постарались на славу. Платформа кандидата выстроена конструктивно и в какой-то степени, содержит в себе новые предложения. И что интересно, ожидания, что основной акцент и упор в предвыборной программе Еспаевой будет поставлен на феминизм, не оправдались.

Толеутай Рахимбеков

В программе Рахимбекова, кроме дежурных слов о национальной идентичности, истории и культуры, особых отличий, формулировок, и тем более, предложений нет.

Амангелды Таспихов

Таспихов делает упор на защиту прав и интересов работающих казахстанцев. Практически вся его предвыборная программа построена на этом.

Он считает, что государство должно внедрить систему стимулирования добровольного внутреннего переселения, гарантируя своим гражданам на новом месте механизмы приобретения жилья, возможности трудоустройства, обеспечения детей дошкольным и школьным обучением.

Данное предложение придает новый импульс для казахизации северных областей, что может послужить социальной стабилизации в стране в целом, и усилению внутриполитической безопасности.

Садыбек Тугел

Садыбек Тугел – это смесь Косанова с Еспаевой. Там и реформы всего и вся, там и выборность акимов всех уровней, там и однопалатный парламент.

Сама предвыборная программа кандидата Тугеля состоит из радикального набора реформ: от изменения регионального устройства до введения смертной казни. В целом, программа Тугеля – это набор популистских представлений о внутриполитическом устройстве нашей сложноустроенной страны, которую реальная политическая жизнь давно уже отвергла.

Тугелевская платформа, наверное, была бы бальзамом на душу для аудитории Фейсбука. Но в мире реальной политики не всё так просто, как было заявлено в его платформе.