Мухтар Тайжан: Не хочу срывать принятие нового закона о митингах

Мухтар Тайжан: Не хочу срывать принятие нового закона о митингах
Ⓒtarlan.kz

Член Нацсовета общественного доверия при президенте РК, общественный активист Мухтар Тайжан заявил, что принятый на днях сенатом новый законопроект «о порядке организации и проведения мирных собраний», значительно отличается от предложенного проекта министерства информации и общественного развития.

Он отметил, что рабочей группе удалось провести политически судьбоносные 11 пунктов, закрепляющие либеральный принцип.

Ниже приводим эти пункты:

1. Введена ПРЕЗУМПЦИЯ В ПОЛЬЗУ ПРОВЕДЕНИЯ СОБРАНИЯ. Определён чёткий перечень обстоятельств, при которых может быть отказано в организации и проведении мирного собрания.

2. Мирные собрания должны проводиться в специализированных местах, которые определяют МИОР. Они должны находиться В ЦЕНТРАЛЬНЫХ ЧАСТЯХ ГОРОДОВ и сёл, обеспечивать удобство организации, возможность использования объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников собраний.

3. МИРНЫЕ СОБРАНИЯ В ВИДЕ ПИКЕТИРОВАНИЯ МОГУТ ПРОВОДИТЬСЯ В ЛЮБОМ МЕСТЕ, кроме тех, где пикетирование прямо запрещено законом (ни одного госоргана, включая Парламент и Правительство, в перечне исключений нет).

4. ВНЕДРЯЕТСЯ УВЕДОМИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МИРНЫХ СОБРАНИЙ В ФОРМЕ МИТИНГОВ, СОБРАНИЙ, ПИКЕТОВ. Организатору собрания достаточно лишь уведомить местные власти о том, что он планирует провести мирное собрание. СОГЛАСИЯ АКИМАТА НА ПРОВЕДЕНИЕ МИРНОГО СОБРАНИЯ НЕ ТРЕБУЕТСЯ.

5. Местный ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН, ПОЛУЧИВ УВЕДОМЛЕНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЕТ БЕЗОПАСНОСТЬ МИРНОГО СОБРАНИЯ. Если намерение провести мирное собрание противоречит закону, акимат может отказать в его проведении (только по основаниям, указанным в статье 14). В остальных случаях акимат при необходимости должен предложить организатору другие условия проведения акции, НО НЕ ОТМЕНЯТЬ ЕЁ.

6. Для проведения демонстрации или шествия используется другая форма уведомления – заявление о согласовании, основное отличие которого заключается в указании маршрута, по которому будут двигаться участники, его начального и конечного пунктов, протяжённости, сведения об использовании транспортных средств.

7. Сокращён перечень сведений, которые организатор должен указывать в уведомлении. Мы убрали из перечня разрешение на пользование персональными данными заявителя.

8. Сокращены сроки уведомления о мирном собрании. ДЛЯ УВЕДОМЛЕНИЙ О ПРОВЕДЕНИИ СОБРАНИЯ, МИТИНГА ИЛИ ПИКЕТИРОВАНИЯ СРОК ПОДАЧИ БЫЛ СОКРАЩЁН С 15 ДО 5 РАБОЧИХ ДНЕЙ. С 10 ДО ТРЁХ РАБОЧИХ ДНЕЙ СОКРАЩЁН СРОК, В ТЕЧЕНИЕ КОТОРОГО МЕСТНЫЕ ВЛАСТИ ДОЛЖНЫ ОТРЕАГИРОВАТЬ НА УВЕДОМЛЕНИЕ. С 15 до 10 рабочих дней сокращён срок подачи заявления о согласовании демонстрации или шествия, а срок его рассмотрения – с 10 до 7 рабочих дней.

9. МИОР ОБЯЗАН РАЗМЕЩАТЬ В СВОБОДНОМ ДОСТУПЕ СВЕДЕНИЯ О ВСЕХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ МЕСТАХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МИРНЫХ СОБРАНИЙ, с отображением в режиме реального времени актуальных данных об их занятости на дату, интересующую организатора. Тогда у акиматов не будет возможности под предлогом искусственных мероприятий отказывать в митинге накануне.

10. ИСКЛЮЧЕНЫ ЗАПРЕТЫ И ОБЯЗАННОСТИ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖУРНАЛИСТОВ, например, норма, обязывающая их предоставлять госорганам фото и видеоматериалы с места мирного собрания. Деятельность журналистов на митингах будет регулироваться существующим Законом о СМИ.

11. Мирное собрание может быть прекращено властями только тогда, когда превышение числа участников создаёт угрозу для них самих или других лиц, которые не участвуют в этом собрании. Раньше прекращать митинг можно было, если число не соответствовало заявленному.

Подготовил Рауан Бугыбаев