Либерализм, как и любая другая политико-философская идеология, имеет множество течений. Все они довольно разнообразные и зачастую противоречат друг другу. Это неудивительно, так как на протяжении нескольких столетий, каждая идеология эволюционировала, корректировалась, терпела различные изменения. Философы высказывали все новые идеи, которые как правило ассоциировались с несколькими «базовыми» и «крупными» идеологиями.
Либерализм не исключение. С момента своего появления, он также претерпел идейную эволюцию, разделился на несколько оппонирующих друг другу течений. Не все из них, к сожалению, отразились на данной идее с лучшей стороны. К примеру, социальный либерализм, который по сути своей является слегка отредактированной копией социал-демократии – противоречит экономическому либерализму, с которого в общем и зарождалась сама идея либерализма. Принцип неприкосновенности частной собственности, принцип свободной торговли – все они в той или иной степени противоречат социально-либеральному течению, которое является относительно новым и возникло только в конце XIX века, под влиянием утилитаризма. Но в данной статье, мне бы не хотелось рассматривать каждое течение подробно. Я лишь хочу заострить внимание на одном из них – национал-либерализме. Это то самое течение, которое наиболее мне импонирует и я с уверенностью могу сказать, что являюсь абсолютным национал-либералом.
Но здесь же возникает другая проблема, а именно – проблема трактовки данного течения. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире, под национал-либерализмом понимают не совсем то, чем он на самом деле является. Большинство политических и общественных деятелей, которые называют себя последователями данного течения – на самом деле имеют весьма скудное представление о том, что это такое. Я набрался наглости и позволю себе выразить свое мнение, разумеется субъективное, касательно данного направления либерализма в современных условиях. Я попытаюсь максимально подробно раскрыть данную тему и хочу заранее извиниться, если это у меня не получится или если я допущу какие-то ошибки.
Если обратиться к истории, то мы увидим, что национал-либералы появились во второй половине XIX века в Германии, а именно в прусском ландтаге. Это были люди, которые придерживались праволиберальных взглядов на экономику и при этом поддерживали более авторитарную политику Отто фон Бисмарка, направленную на объединение Германии, чем буржуазно-либеральная Германская прогрессистская партия. Национал-либералы считали, что нация является высшей формой общественного единства, а соответственно не может быть разделенной. Для достижения данного национального единства, национал-либералы допускали и всячески поддерживали авторитарные методы Бисмарка, названные также «железом и кровью». Они соглашались с тем, что вопрос объединения Германии не может быть решен без насилия. В 1867 году, была создана Национал-либеральная партия, которая на выборах 1871 года одержала победу, набрав более 30% голосов и создав крупнейшую депутатскую группу. В дальнейшем, эта партия станет главным союзником Бисмарка во внутренней политике, поддерживая Культуркампф – «борьбу за культуру» – направленную на жесткое противостояние католической церкви, которое в конце концов привело к существенному вытеснению церкви из общественно-политической жизни Германии. Несмотря на жесткие методы противостояния, эта политика способствовала значительной секуляризации страны.
В 70-е годы XIX века, в Германии проводилась политика свободного рынка. Но уже в 80-х, правительство сменило курс, начав политику протекционизма. Это привело к первому расколу, когда наиболее правое крыло покинуло партию. Постепенно, влияние партии снижалось и в 1918 году, она прекратила свое существование, успев поддержать экспансионистскую политику правительства во время Первой мировой войны.
«Возрождение» национально-либеральных идей произошло вновь в конце XX века в Европе, на волне усиливающейся европейской интеграции и притока нелегальных мигрантов. Национал-либералы опасались национального и культурного растворения самобытности европейских стран в «общем плавильном котле» и последовательно выступали против заселения Европы «чужеродными элементами». Частично, их опасения, к сожалению, оправдались, благодаря левацкой политике мультикультурализма и «открытых дверей», проводимой современными евробюрократами. Из-за этого, национально-либеральные идеи вновь набирают вес и не исключен скорый реванш правых либералов в Европе.
Так в чем же заключаются те самые идеи национал-либерализма? Прежде всего, национал-либералы действительно считают нацию высшей ценностью, поддерживают работу, направленную на ее развитие и процветание, а также выступают за национальное государство. Однако в отличии от классического национализма, национал-либерализм не предполагает преобладание неких «национальных» и «государственных» интересов над интересами отдельных личностей и индиввидов. Национал-либералы считают, что процветание нации и национального государства невозможно до тех пор, пока не будет достигнуто процветание, самореализация, верховенство прав и свобод отдельных личностей и индивидов, из которых и состоит нация. Свобода слова, правовое государство, неприкосновенность частной собственности и невмешательство государства в экономическую деятельность – это те самые, по мнению национал-либералов, базовые принципы, без которых невозможно процветание личностей, а соответственно и нации в целом. В этом вопросе идет жесткое оппонирование коллективизму.
Национал-либералы поддерживают правую экономическую политику, нацеленную на построение свободной рыночной экономики, в котором участие государства будет минимальным настолько, насколько это возможно в современных реалиях, потому как узаконенный грабеж населения с помощью высоких налогов и перераспределения доходов – никоим образом не предполагает процветание нации, а выгодно лишь иждивенцам, которые не приносят пользу нации, а лишь паразитируют на государственной машине и труде свободных граждан. Государство лишь будет устанавливать правила игры и обеспечивать защиту интересов граждан, в том числе обеспечивать национальную безопасность и оборону. Социальная помощь должна оказываться только тем, кто действительно не в состоянии обеспечить себя самостоятельно. К этим группам населения относятся лишь инвалиды и дети-сироты.
Национал-либерализм существенно отличается от национал-консерватизма, так как последний – это идеология, делающая акцент на традиционализме и религиозной морали. Национал-либералы же не считают эти два направления основополагающими в построении национального государства, так как поддерживает один главных принципов либерализма – свобода вероисповедания, в том числе и право быть атеистом. Традиционные ценности же считаются слишком архаичными, чтобы опираться на них в построении национального государства.
В то же время, национал-либералы выступают резко против мультикультурализма и нелегальной миграции, так как они направлены на внедрение чужеродных элементов и размывание национальной идентичности, а соответственно и нации в целом. Государственная политика, по мнению национал-либералов, должна быть направлена на отстаивание интересов нации в приоритет интересам всех остальных чужеродных элементов, не являющихся гражданами страны. При этом, национал-либералы выступают за культурную самобытность тех наций и народов, проживающих на территории страны и являющихся гражданами. Они должны обладать всеми правами и свободами наравне с этническим большинством, а их интересы подлежат защите национального государства.
Также, национал-либерализм предполагает проведение жесткой национальной политики по защите национальных интересов, как внутри страны, так и за ее пределами. Любая попытка покуситься на интересы нации или национального государства, будь то сепаратизм, оскорбление национальной идентичности, внешняя агрессия и прочие проявления недоброжелательности в отношении нации и национального государства, должны, по мнению национал-либералов, встречать самое жесткое противодействие, вплоть до применения силы.
В настоящее время, примерами национал-либеральных партий являются Партия свободы Нидерландов, Австрийская партия свободы, отдельные группы в Республиканской партии США, Национальная либеральная партия Румынии, партия Ликуд (Израиль), Прогрессивная партия Дании, а также Партия независимости Исландии, хотя ее идеология несколько отличается от принципов национал-либерализма.
Автор: Мади Бекболат