Новое поколение Казахстана в эпоху Digital: как формировать молодежную политику

Новое поколение Казахстана в эпоху Digital: как формировать молодежную политику
Ⓒtarlan.kz

Всех нас интригует возможность заглянуть в будущее. Такие фильмы как "Terminator", "Пятый элемент", "Я робот", отражают наше желание выйти за рамки обыденности. Дроны перестали быть новшеством, 3-D принтеры строят дома, поколение, родившееся после 2000 г. не представляет себя вне сети. Интернет выстраивает новые правила, порождает новых авторитетов и виртуальных кумиров. Страница в Фейсбуке или Инстаграм, является почти как "must have", а лайки уже превратились в новую международную валюту.   

Джек Ма выступая с лекцией в МГУ заявил, что интернет станет новой нефтью через 30 лет. По прогнозам Alibaba Group, Китай должен стать мировым лидером в сфере искусственного интеллекта до 2050 года. В свою очередь, Герман Греф высказался о том, что наступил закат эпохи программистов, указывая на рассвет AI и machine-learning. Все эти постоянные сдвиги в сфере новых технологий влияют как на структуру международных отношений, где США и Китай конкурируют за 5G, но и также и трансформируют внутриполитические процессы. На этом фоне, общественный договор, заключенный еще в 20 веке, устаревает, ставки и ожидания повышаются, новое поколение требует от государств пересмотра сделки. Боязень остаться на обочине глобальных трендов, заставляет страны и общества адаптироваться под новые реалии.

В этих условиях, молодежь Казахстана являясь основным потребителем digitial контента и ключевым ресурсом экономического и политического развития, формирует собственное видение отношений в контексте «государство - общество». В настоящее время, общее количество молодежи составляет приблизительно 4 миллиона человек (22% населения), 2,3 из которых проживают в городских условиях, а 1,7 в сельской местности.  Исходя из этого, умение конструктивно выстраивать диалоговую площадку и понимать месседжи молодого поколения Казахстана, становиться стратегической необходимостью не только для повышения эффективности реализации государственной молодежной политики, но работы государства в целом.

Отталкиваясь от предварительных результатов социологического исследования Центра прикладных исследований «Талап» в 2019 году по молодежной политике,  начиная с 1991 года до 2019  год, развитие молодежной политики в Казахстане можно поделить на 5 основных и 2 промежуточных этапа. На сегодняшний день Закон «О молодежной политики» 2015 года и Концепция государственной молодежной политики РК до 2020 года являются приоритетными документами в сфере молодежной политики. С начала принятия первого официального документа, имеется определенная динамика изменений. Если первый Закон о молодежной политике, принятый в 1991 году имел в большинстве своем формальный характер, принятый в целом для выделения категории молодых людей, то по мере принятия новых документов учитывались разные аспекты развития в обществе последовательно включались общественно-политические вопросы.

В целом, несмотря на положительную динамику развития сферы молодежной политики ее реализация в большей степени имеет формальный подход, где сама молодежь выступает в большей степени выступает как объект, а не субъект государственной политики. Следовательно, при разработке последующих нормативно-правовых, целевых и инвестиционных программ всех уровней, необходимо включать интересы самой молодежи.

Оценивая эффективность государственных программ «Болашак», «Серпин» «c Дипломом в село» и другие, то наиболее рациональным решением было бы использование принципов закрепления за проектом профильного государственного органа, имеющего прямое отношение к сфере деятельности проекта. В этом контексте, формирование четкой дорожной карты, с конкретными индикаторами анализа эффективности и процессом реализации программ, придаст большую прозрачность и повысит KPI программ.    

Анализ также показал, что необходимо развивать комплексный подход при изучении социально-демографических характеристик молодого населения в разрезе регионов, установления обратной связи с населением и частая смена администраторов является основными причинами их неудовлетворительной оценки.

В целях дальнейшего развития государственной  молодежной политики следует внедрить систему поэтапной имплементации лучших зарубежных практик, предполагающий неформальное обучение молодежи при ответственных органах и площадках в Казахстане, которые помогут молодым людям в решении многих проблем связанных отсутствием навыков необходимых для социальной адаптации, коммуникации и трудоустройства.

Таким образом, учитывая многопрофильные вопросы (образование, работа, спорт и т.д.), государственная молодежная политика должна иметь инклюзивный характер.

В Казахстане также необходимо укрепить связь между образованием, теорией и навыками, требуемыми в профессиональной жизни. Целесообразно сделать акцент на профильное образование, его доступность и формирования путеводителя навыков необходимых для повышения конкурентоспособности казахстанской молодежи внутри страны, так и за рубежом.

Все это позволит более детально и точнее определять запросы, ожидания и проблемные зоны молодежи на рынке труда. Это также будет помогать молодым людям работающих в конкретных профессиональных сферах, обсуждать и направлять имеющиеся вопросы через профильные площадки исполнительным органам.   Таким образом, учитывая многопрофильные вопросы (образование, работа, спорт и т.д.), государственная молодежная политика должна иметь инклюзивный характер.

Одна из важных рекомендаций в рамках социологического исследования, является усиление стратегических коммуникаций между государственными ведомствами, НПО и молодежью. Необходимо в большей степени использовать новые инструменты взаимодействия с молодым населением в лице социальных сетей и мессенджеров, что увеличит уровень осведомленности о реализуемых государственных программах.

Резюмируя, молодежная политика, являясь составной частью внутренней политики Казахстана, требует четкого понимания текущих тенденций и запросов в обществе, анализа международных процессов и усиления взаимодействия на межведомственном уровне.

Автор: Искандер Акылбаев, старший эксперт Центра прикладных исследований «ТАЛАП»