Операция "Патриарх"

Операция "Патриарх"
Ⓒtarlan.kz

Редакция Tarlan.kz публикует отрывок из книги Ердена Назарова «Казахстан после…», которая вышла в 2013 году. Данная книга является исследованием передачи власти и вероятных сценариев развития.

"Будет преемник или не будет – очевидно, что Назарбаев сохранит свое влияние на развитие страны и в политическом, и идеологическом плане. Это значит, что будущее власти будет реализовано не по схеме преемничества, а по схеме «политический патриарх». Поэтому вполне возможно что постепенное закрепление за Лидером нации образа и статуса «политического патриарха», который будет продолжать оказывать решающее влияние на формирование политики в целом, может стать наиболее удобным вариантом, который может найти большее понимание и поддержку среди политической элиты.
Тем более, что основы данной модели уже заложены. Первым шагом стало принятие Закона «О Первом Президенте Республики Казахстан» в 2000 году. Согласно данному Конституционному закону были определены «прерогативы и гарантии Первого Президента Республики Казахстан и после прекращения им исполнения своих полномочий».

Политико-правовое закрепление статуса первого президента, а не просто самого института президентства – стало своего рода «ноу-хау» Казахстана, так как в других постсоветских странах подобного нормативного акта принято не было.

Единственный пример – это принятие Народным Собранием (Парламентом) Абхазии закона «О Первом Президенте Республики Абхазия», но это произошло позже – в 2004 году. В большинстве же постсоветских стран в свое время были приняты только законы о президенте (или отдельно об экс-президенте) страны.

Так в России 12 февраля 2001 года был принят Федеральный закон №12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (с изменениями на 28 декабря 2010 года). В Беларуси – Закон Республики от 21 февраля 1995 года №3602-ХII «О Президенте Республики Беларусь». В Кыргызстане – Закон Кыргызской Республики от 18 июля 2003 года №152 «О гарантиях деятельности Президента Кыргызской Республики», а также Указ Президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева об экс-президенте КР Розе Отунбаевой. В Таджикистане – Закон Республики Таджикистан «Об обеспечении, обслуживании и охране Президента Республики Таджикистан» (1995 год, №23-24,изм и доп. – 2003 год, 2007 год). В Туркменистане – Закон Туркменистана от 21 мая 2011 года №192-IV «О Президенте Туркменистана» (В редакции Законов Туркменистана от 16.02.2012 г. №276-IV, 10.01.2012 г. №262-IV). В Узбекистане - Закон Республики Узбекистан от 25 апреля 2003 года №480-ІІ «Об основных гарантиях деятельности президента Республики Узбекистан». Кстати в Казахстане также есть действующий Конституционный закон «О Президенте Республики Казахстан» от 26 декабря 1995 года №2733.

Все вышеперечисленные законы регламентируют денежное, социальное, материально-техническое содержание экс-президентов, а так же вопросы государственной охраны.
Также в ряде стран были созданы механизмы для сохранения возможности экс-президента заниматся активной общественно-политической деятельностью. Согласно законам России и Туркменистана экс-президент и члены его семьи за счет государственного бюджета обеспечиваются помощниками. В Казахстане экс-президент имеет право на пожизненное членство в Конституционном Совете, а в Узбекистане – пожизненную должность члена Сената Олий Мажилиса Республики.

Отдельные статьи законов оговаривают неприкосновенность экс-президентов и механизм лишения этой неприкосновенности. Так в Казахстане, России, Туркменистане и Узбекистане экс-президент не может нести ответственности за действия, связанные с исполнением им полномочий Президента. При этом в Казахстане исключением являются случаи совершения государственной измены, а в России, Туркменистане и Узбекистане возможно привлечение бывших глав государств к уголовной ответственности, но только при офицальном согласии высшего законодательного органа.

Также в законах о президенте Казахстана и Узбекистана четко оговорена защита чести и достоинства экс-президентов. При этом посягательство (нанесение ущерба) на честь и достоинство преследуется по закону.
Как видно, особых отличий в данных законах не наблюдается, у каждого постсоветского экс-президента есть определенный набор прав и привелегий. Конечно отдельный вопрос – соблюдение данных гарантий после ухода в отставку главы государства. Тут есть положительный пример – Б.Ельцин и отрицательные – А.Акаев и К.Бакиев.
Но принятый в 2000 году в Казахстане закон о первом президенте, повторюсь, изменил сам подход к институту экс-президентства. Назарбаев, как Первый Президент Казахстана был наделен пожизненными полномочиями:
1) обращаться к народу Казахстана, государственным органам и должностным лицам с инциативами по важнейшим вопросам государственного строительства, внутренней и внешней политики и безопасности страны, которые подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными органами и должностными лицами;
2) выступать перед Парламентом Республики Казахстан и его Палатами, на заседаниях Правительства Республики при обсуждении важных для страны вопросов;
3) возглавлять Ассамблею народов Казахстана;
4) входить в состав Конституционного Совета и Совета Безопасности Республики Казахстан.
Также Первый Президент получил пожизненное право бесплатного проезда по стране и пользования залами для офицальных лиц и делегации, что является по сути одним из инструментов поддержания политической активности.

В 2009 году в обществе на фоне разгоревшейся дискуссии о введении пожизненного президентства Дарханом Калетаевым – на тот момент первым заместителем партии «Нур Отан» - был предложен альтернативный концептуальный проект «Лидер нации». Согласно данному варианту предпологалось не отказываться от установленных выборных процедур, а наделить Первого Президента статусом национального лидера и соответствующими полномочиями, которые позволили бы Назарбаеву определять политический курс вне зависимости от своей должности президента.

В тот момент этот проект не нашел понимания и поддержки у большинства политической элиты о общественности. Но уже в мае 2010 года был принят Конституционный Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения деятельности Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации». Это фактически стало вторым этапом формирования нового политического института «политический патриарх».
Согласно новой редакции закона «О Первом Президенте Республики Казахстан – Лидере нации» был четко определен политико-правовой статус Назарбаева:
«Первый Президент Республики Казахстан, стоящий у истоков создания казахстанской государственности и внесший выдающийся вклад в развитие суверенного Казахстана как демократического, светского, правового и социального государства, является Лидером Нации».

Одним из ключевых дполнений была формулировка нового механизма принятия политических решений: «Разрабатываемые инциативы по основным направлениям внутренней и внешней политики государства согласовываются с Первым Президентом Республики Казахстан – Лидером Нации». Таким образом, на законодательном уровне за Назарбаевым были закреплены полномочия Главы государства уже не как сменяемого президента, а как пожизненного Лидера нации. А это и есть один из атрибутов «политического патриарха».

Как бы то ни было, Нурсултан Назарбаев сегодня в общественном сознании воспринимается более широким образом чем просто Глава государства. Это дает определенный шанс использовать значение его фигуры для выстраивания системы приемственности нынешнего политического курса развития Казахстана. Ведь обьективно в любом случае страна будет какое-то время развиваться по инерции, «по-назарбаевски» - вне зависимости от того, будет ли следующий президент преемником его политики или нет.
Таким образом, именно модель «политический патриарх» - это вполне вероятная и даже в какой-то степени наиболее выгодная для элиты модель, обеспечивающая преемственность курса Назарбаева".