В то время как в политическом медийном поле Казахстана все активнее говорят о приближающихся парламентских выборах, и участия в нём самых различных игроков, Tarlan.kz решил не вестись на слухи и домыслы, и прямо спросить об этом у лидера партии «Ауыл», депутата Сената парламента Али Бектаева.
- Али Абдикаримович, подходит к концу 2019 год, который получился очень насыщенным на политические события. Как вы оцениваете нынешнюю политическую ситуацию, и что для вас стало самым запоминающимся в этом году?
- В целом, политическая ситуация стабильная. В связи с избранием нового президента, вносятся коррективы в политическую систему. Множество полезных для народа инициатив было выдвинуто Касым-Жомартом Кемеловичем: это и сближение с народом, это и создание Нацсовета, это и общественные приёмные по линии АП, активизация электронных средств массовой информации, соцсетей и т.д.. Сам президент четко и оперативно реагирует на все запросы граждан. Тот политический уровень, который был достигнут ранее, мы продолжаем и развиваем.
Конечно, были и некоторые проблемы. Это и нерешенные вопросы с многодетными матерями, проблемы сельских жителей, живущих в пределах городов, ситуация с оралманами. Процесс урбанизации отрицательно влияет на переезжающих из сел в города. Поэтому госорганы начали менять свою деятельность.
- В последнее время ускорилась сама политическая жизнь в стране. Не успели закончиться президентские выборы как политические силы уже активно готовятся к парламентским. И на фоне новостей с партийного поля, может показаться, что «Ауыл» выпадает с повестки. В плане активности на информационном поле – может сложиться мнение, что вы проигрываете другим партиям. Как вы считаете?
- Скажу честно, по политической активности, возможно, мы проигрываем некоторым партиям: провластным, в том числе. Но, в то же время, мы не уступаем в плане политической активности и узнаваемости многим другим партиям и общественно-политическим силам. За последние 3 года в наши ряды вступило 42 тысячи человек. Это большая армия, самостоятельно вступившая в «Ауыл». Само название партии, отображающее сельское население – привлекает людей. Ауыл – это то, что вседа было, есть и будет чем-то близким к нашему человеку.
Я скажу так: мы проигрываем тем, что мы не парламентская партия. У нас нет депутатов в Мажилисе, которые избираются на основе партийного списка.
- В околополитической тусовке есть разговоры о том, что «Ауыл» готовится к съезду. Насколько эта информация соответствует действительности?
- Мы готовимся к съезду, но это не касается каких-либо выборов. Согласно уставу, раз в 4 года партия созывает съезд, на котором мы обсуждаем дальнейшее развитие «Ауыла».
- Не планируется ли ребрендинг партии, принятие новой программы ввиде перезагрузки филиалов на местах?
- Nur Otan уже объявил о перезагрузке партии. Поэтому мы повторять такие механизмы не собираемся. На съезде возможно будут выдвинуты несколько подобных инициатив. Но я думаю, что ближе к выборам, мы определимся с прорабатываемыми методами, которые будут сочетаться с проблемами сельского населения.
- Как партия относится к новым партийным проектам, которые инициируются в обществе?
- Сразу скажу, если на политическом поле будут появляться новые силы, новые лидеры, которые будут полезны для развития общеста, экономики, благосостояния народа – мы будем всецело поддерживать их.
- У любой организации есть слабые места. На ваш взгляд как лидера партии, какие направления следует подтянуть? Чего не хватает «Ауылу»?
- Всегда не хватает финансов (смеётся). Хотелось бы побольше инициатив, которые бы непосредственно влияли на решение проблем сельчан. Если партия была бы в Парламенте, у нее были бы очень хорошие рычаги влияния на развитие сельского хозяйства. Жители села требуют более реальных подходов в решении конкретных проблем: где-то не хватает техники, где-то финансов, где-то нужны кооперации – всё это, конечно, основная деятельность госорганов, и не входит в нашу партийную компетенцию. Но было бы отлично, если партия смогла бы повлиять на эту ситуацию и участвовать в ней своими разработанными предложениями.
- Будут ли присутствовать лидеры общественного мнения, в частности, протестной аудитории в партийном списке в будущих парламентских выборах? Не ведете ли переговоры с некоторыми из них?
- Вопрос о выборах не стоит сегодня-завтра. Но мы всегда держим в уме, что когда-нибудь будут парламентские выборы: через год, через полгода или в срок. Поэтому среди членов партии формируются лидеры в регионах, которые трудятся в разных отраслях и которые активно участвуют в партийной жизни. Среди них есть и блогеры, активно пишущие в соцсетях. Мы стараемся формировать современный актив, который будет как в политсовете партии, так и возглавлять региональные филиалы.
- Как вы думаете, если выборы состоятся в ближайшее воскресенье, сколько людей за вас проголосуют? Кто ваш избиратель?
- По закону, барьерный предел – 7 процентов. Думаем, что мы бы набрали не меньше этой цифры точно. Что касается электората, то он у нас разный. Это и городское население, это и учёные, это и сельские жители, молодёжь в том числе. Но, конечно, преобладают здесь жители аулов.
Мы часто встречаемся со студентами агротехнических вузов, колледжей. Видим, как молодёжи близка идея развития аула, идея работы в сельской местности. Они тоже хотят, чтобы ауыл стал жизнеспособным с развитой инфраструктурой.
- Буквально сегодня ЦИК сообщил, что к ним обратилась группа людей с предложением провести референдум и вынести на всенародное обсуждение изменение законов о выборах и политических партиях, то бишь уменьшить количество членов при регистрации до одной тысячи человек. Что вы думаете по этому поводу?
- В нашем демократическом обществе любая инициатива оправдана. Госорганы в лице ЦИКа обязаны реагировать и давать объективные оценки по этому вопросу. Однозначного ответа я дать не смогу. Как депутат парламента, мы приняли дополнения и изменения в законы о выборах, согласно которым есть новшества, касательно партийных списков. Мне кажется, еще нужно поработать в данном направлении. Жизнь покажет. Если завтра обществу будут нужны какие-то изменения в законе о выборах, то никто не будет держаться за какие-то принципы и устоявшиеся правила. И это допустимо абсолютно.
- В стране поменялась политическая повестка. Президентские выборы четко зафиксировали общественные ожидания на перемены и реформы. Соответственно, у многих появилась усталость от существующих политических партий и её лидеров. Вы не боитесь остаться заложником этой тенденции? Какие предпринимаете шаги чтобы доказать обществу, что вы идёте в ногу со временем?
- Нас все знают. Мы не спящая партия, которая просыпается только в предвыборный период, как некоторые. Но касательно новых политических сил, объединений и партий – мы только за конкуренцию! Потому что насколько будет усиливаться конкурентная среда, настолько и активнее будут работать партии. «Ауыл» чувствует политический накал, новые тренды, и в этом плане нам нужно будет поработать.
Хотя само слово «Ауыл» никогда не устареет и никогда не надоест нашему народу. Мы этой своей фишкой будем пользоваться.
- Сейчас одной из тенденции общественных дискуссии является рост популизма и левых взглядов. Как вы относитесь к тому, что если вы не будете заигрывать с обществом, у вас будет низкая общественная поддержка?
- Мы не хотим идти на популизм. Популизм не для «Ауыла». Есть множество других методов для завоевания политических очков и доверия народа. Я считаю, что когда люди видят реальную работу по-настоящему живого партийного организма – это и есть настоящий признак того, что партия работает и прилагает усилия. Да, у нас есть политтехнологи, которые предлагают различного рода популистские меры, но мы все же воздерживаемся от этого.
Зачем это нужно? Наш народ уже различает, что ложь, а что правда. Политические очки, завоеванные на основе популизма – явление временное.
- У Партии Патриотов Казахстана, с которой вы объединились, в свое время был такой лозунг:«Казахстан - для казахстанцев!» Актуален ли он сейчас?
- Наша партия - НДП «Ауыл» в нынешнем понимании была создана в 2015 году на основе объединения социал-демократической партии «Ауыл» и Партии Патриотов Казахстана. Да, многие идеи тогдашних «патриотов» перешли в «Ауыл». Но до сих пор, в течение этих 4 лет, мы этот лозунг не эксплуатируем. Почему? Я считаю, что это уже явление, воспринимаемое как должное – Казахстан для казахстанцев. А кому он еще принадлежит? Это тот же популизм.
- На главной странице сайта партии висит песня «Ауылым», где указано, что автором текста и музыки являетесь вы. Это получается, гимн вашей партии?
- Гимн утверждается съездом. У этой композиции такого статуса нет. Это просто песня про ауыл, которая нравится нашему центральному аппарату, руководящему составу и членам Президиума политсовета, по предложениям которых мы повесили её на сайте. Да, я являюсь автором музыки и текста. Я сам не поэт и не композитор, но иногда, в свободное время пишу стихи про ауыл. Чисто для себя. У меня таких набралось где-то пять-шесть произведений разного жанра. И одну из них выбрал музыкант Жубаныш Жексенулы, который сделал аранжировку и сам же исполнил. Всем она нравится. Кстати, Жубаныш также является членом нашей партии.
- Что бы вы сказали молодым людям, которые колеблятся между вступлением в «Ауыл» и другой партией?
- Прежде всего, перед таким выбором, пусть они посоветуются со своими родителями. Потому что многие из них родились в ауылах, жили там. Городская молодёжь может и не видела сельскую жизнь, но их папы-мамы родились там. Оттуда они приехали в город: учиться, работать. Поэтому, молодёжь сделает правильный выбор, когда есть дома старшее поколение, которое знает ценность всей этой системы в общей картине развития страны.
- Спасибо за беседу.
Беседовал Сырым Иткулов.