Не успела вся страна доесть салаты, как в первый же рабочий день после празднования нового года Президент дал как позже оказалось не просто бодрый старт, а целое напутствующее стратегическое обращение к Нации, каковые бывают раз в несколько лет как минимум.
Статьей написанных Президентом было немало, но именно эта не сколько символично открыла совершенно иную ценностную страницу в новейшем десятилетии , а сколько закрыла архаичные парадигмы в отношении культурно-исторического дискурса и некорректных национально-языковых догм, остававшихся с советских времен в самых разных вариациях. Официально заявленным избавлением от "сиих" стала практически Геттисбергская речь Токаева, изложенная в виде статьи.
Если помните, Линкольн произнес ее в ноябре 1863 года и она изначально должна была стать лишь одним из пунктов программы победы Севера над конфедератами (таких обращений было за сотни), но в итоге именно она вошла в историю США как одна из самых великих речей, в которых затрагивались национально значимые темы, начиная с борьбы за сохранение национальной гордости Соединённых Штатов, которое бы сопровождалось «возрождением свободы» («a new birth of freedom», и заканчивая призывом даровать истинное равноправие всем гражданам.
А теперь сравните эти два абзаца.
Линкольн:
"Минуло восемьдесят семь лет, как отцы наши основали на этом континенте новую нацию, своим рождением обязанную свободе и убеждённую, что все люди рождены равными. Сейчас мы проходим великое испытание гражданской войной, которая решит, способна ли устоять эта нация или любая нация, подобная ей по рождению или по призванию. Мы сошлись на поле, где гремела великая битва этой войны. Мы пришли, чтобы освятить часть этой земли — последнее пристанище тех, кто отдал свои жизни ради жизни этой нации. И это само по себе вполне уместно и достойно".
Токаев:
"В этом году исполняется 30 лет нашей независимости. Это важная дата в укреплении возрождённой казахской государственности, свободы, к которой стремились наши предки. В истории 30 лет – это мгновение ока. Однако для многих народов это целая эпоха трудностей и радостей, кризисов и развития. Мы идём по тому же пути. Задача предстоящего четвёртого десятилетия – стать могучей страной и зрелой нацией. Попутно нам необходимо продолжить процесс политических и экономических реформ и модернизации сознания, сформировать новую идентичность нации, адаптированную к современным требованиям".
Только мы успели завершить просмотр "Намедней", где Леонид Парфенов уже делал объективный разбор исторического 2014 года, как Президент словно прочитав наши мысли, в статье также впервые поднял тему о том, что у нас до сих пор не написана многотомная новейшая история Казахстана, и что с учетом ранее допущенных концептуальных ошибок, настало время приступить к ее написанию заново и перевести на основные мировые языки. Это уже исторический абзац и сверхсмелое заявление, ведь многие эксперты всегда были едины во мнении, что объективную, не притянутую за уши современную историю независимого Казахстана мы не увидим еще очень долго.
Отсюда теперь вытекают вопросы национальных ценностей, затронутых Токаевым. Действительно, для укрепления государственности, в первую очередь, необходимо повысить национальную духовность. А национальная духовность тесно связана с историческими корнями. Президент уделил особое внимание этому вопросу.
Общество стало другим. Уже можно уверенно сказать, что в нем иссякли черты постсоветской наивности, ностальгии, не подкрепленных реальностью. Прошел национальный романтизм, поскольку в нашем историческом бэкграунде был опыт алашординцев. Национальная интеллигенция своим историческим подвигом показала, что доверять можно только самим себе. И не зря Президент в статье сделал открытый намек на то, что национал-патриотизм в Казахстане должен пойти по пути либерал-демократии, либертарианства, избежав ловушек национал-социализма, которые например были в той же Европе в 20 веке.
Стоит ли говорить, что массовая общественность, даже та, которая не славилась позитивным настроем в отношении любых решений властей, были просто воодушевлены таким резким, бодрым началом нового года от Главы государства, который видно что даже после записи своей новогодней речи дописывал пункты новой статьи в выходные дни. Это так непривычно для нашего человека, что невольно создает приятное удивление , сравнимое с восхищением: написать практически новую духовную Конституцию нации и выдать ее в первый же рабочий день Нового года.
И ведь здесь не остались в стороне ни экологические проблемы, ни то как нужно работать с новой волной молодёжи, заботы доселе неизученного поколения Z, фундаментальные сдвиги в политических реформах, выборного процесса и даже мысли о том, что нам пора не отставать от Netflix и снимать свои исторические шедевры, и что ею должны заниматься не политики, а историки!
Президент предлагает главную доктрину - а именно государственность, причем независимо от политических или каких-либо других взглядов. И это предложение сделано вовремя. Почему? Сейчас плюрализм растет со скоростью Falcon Илона Маска, появляются новые доселе невиданные ценностные точки зрения, политические неоидеологии, и дабы не допустить какого-либо столкновения между ними, Токаев ищет и в своей статье предлагает объединяющие факторы. В этом смысле он нащупал консолидирующую идеологическую платформу. Однозначно эта статья останется в истории, как одна из самых определяющих и формулирующих некий поворотный пункт в политическом мышлении элиты.
Мы ведь привыкли, что всякая статья государственного чиновника разного уровня, практически всегда на 80 процентов состоит из хвалебных од тому, что было сделано доселе. И что "мы всегда идем по верному пути", как бы там не было.
И статья Токаева очень знаменательна в этом ракурсе: здесь очень много поднятых дискурсов и проблем (многие впервые идут из уст главы государства в истории нашей страны), и то что если мы не будем сосредоточены и не объединимся на пути их преодоления, то не сможем добиться тех самых амбициозных планов и целей заданных на десятилетия вперед.
А это уже не Геттирсберг. Это уже самый что ни на есть Фултон.
Автор: Сырым Иткулов