Выступление президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева на онлайн-саммите Высшего Евразийского экономического совета встретила всеобщую поддержку среди общественности, что можно было наблюдать в эти дни в казахстанском сегменте социальных сетей.
Если сгруппировать все мнения, то мы получаем ясную оценку в виде полноценной дипломатической победы Казахстана.
В данном случае, есть все основания, что отложенный с подачи Токаева «для доработок» проект стратегического развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, также отложут осенью до лучших времен или еще пуще — «до греческих календ».
Но есть еще и другое мнение. Например, один известный казахстанский политолог посчитал, что якобы благодаря такому шагу Токаев пытается заработать политические очки. Что сказать? Очень умное рассуждение.
Если говорить по существу, то скорее здесь нужно глубже и одновременно полноценнее представлять, какими соображениями руководствовался Токаев, и что могут означать, в целом, его действия.
Опытная администрация Токаева, состоящая, в том числе, из кадровых дипломатов и бывших членов коллегии Евразийской экономической комиссии учла те ошибки, допущенные ими же еще на стадии подготовки первоначальных вариантов проекта договора об ЕАЭС в 2014 году.
Президент и его команда тщательным образом проревизировали все пункты, и решили внести содержательные коррективы в контексте новой экономической и политической реальности. Усилить защитные механизмы в этом конъюнктурном и, как показывает нынешняя ситуация, экономически невыгодном и весьма
чреватым негативными последствиями для Казахстана документе.
В данном случае, необходимо отметить, что посттранзитный период на фоне новой ковидной реальности безусловно влияет на установки казахстанской администрации. Существовавшие при старой администрации страхи, что во время отстаивания государственных интересов, российская сторона может нажаловаться своему президенту за неуступчивость, а тот, в свою очередь, через нашего президента может повредить твоей карьере – нынче абсолютно неактуальны.
Это связано, в первую очередь, с завершением периода опоры внутренней политики на силовиков и сменой парадигмы на «слышащее государство».
Президентство Токаева, прежде всего, опирается на гражданское общество. А как показывает история, когда существует эта опора, власть всегда проводит смелую, как внутреннюю, так и внешнюю политику. Теория о том, что внешняя политика есть продолжение внутренней — становится казахстанской практикой. Что мы сейчас и наблюдаем.
Автор: Абылай Сарсенбаев