Успехи и вызовы дальнейшего развития государственной молодежной политики Казахстана

Успехи и вызовы дальнейшего развития государственной молодежной политики Казахстана
Ⓒtarlan.kz

Стратегическое планирование, формирование и реализация государственной молодежной политики является важным сигналом значительного роста значимости молодежной политики как политической сферы. В связи с тем, что молодежная политика как сектор является весьма новым направлением государственной политики, то для выработки эффективных механизмов реализации молодежной следует проводить анализ и систематизацию накопленного международного опыта.

За годы независимости в Казахстане создана значительная правовая база концептуальных программ и проектов, целью которых было создание социально-экономических условий для самореализации молодых людей. Каждая государственная программа была нацелена на конкретные результаты в отдельно взятой сфере, в том числе в области социального обеспечения, молодежной занятности, образования и науки, молодежного предпринимательства и поддержки инициатив

Примечательным является тот факт, что Казахстан является первым из социалистических республик, где был принят Закон в сфере молодежной политики (1991). За довольно краткий период можно отметить ряд важных событий в сфере развития молодежной политики таких как ратификация Конвенции о правах ребенка в 1994 году, принятие Концепции государственной молодежной политики Казахстана в 1998 году, утверждение программы “Молодежь Казахстана” в 2001 году, принятие Закона о молодежной политики  в 2004 году, принятие Концепции государственной молодежной политики «Казахстан 2020; путь в будущее» в 2013 году, которая и определила  дальнейшее развитии и реализацию молодежной политики в Казахстане, создание Научно-исследовательского центра «Молодежь», а также принятие Закона Республики Казахстан «О государственной молодежной политике» в 2015 году. В целом, если говорить о развитии моложеной политики в Казахстане, то можно отметить 5 основных и 2 промежуточных этапа.

На основе анализа исторического опыта, можно сделать выводы, что Казахстан системно подходил к созданию нормaтивно-прaвовой базы государственной молодёжной политики. Нормативно-правовая база государственной молодежной политики является одним из основных механизмов развития молодежной политики. Положительными моментами нормативно-правовой базы молодежной политики Казахстана можно выделить следующее:

  • Определение новых понятий молодежной политики такие как: молодой специалист, молодежные ресурсные центры, NEET молодежь и т.д
  • Целостный подход к молодежи, где молодежная политика включает механизмы, направленные на все категории молодежи, уделяя особое внимания более уязвимым группам молодежи.
  • Применение научно-исследовательского подхода к обеспечению молодежной политики.
  • Интегрированный, межотраслевой и многоуровневой принцип реализации молодежной политики.

Вдобавок к нормативно-правовой базе Казахстан смог создать успешно институциональную структуру для формирования и реализации молодежной политики, состоящую из 3 уровней управления: республиканский, областной, районный.

Каждое из этих событий, безусловно, важно для развития молодежной политики и вклада в подрастающее поколение Казахстана, но, пожалуй, стоит также остановиться поподробнее на том, как обстоят дела с самой молодежи.

По предварительным результатам социологического опроса молодежи Казахстана в возрасте от 14-29 лет, проведенного Центром прикладных исследований «Талап» в период в октябре 2019 года, 41% опрошенной молодежи дали положительный ответ об удовлетворенности своей жизни. В отношении своего будущего молодежь настроена весьма позитивна, только 20 % опрошенных чувствуют неуверенность и беспокойство по поводу будущего. По словам казахстанской молодежи, основными проблемами видятся проблемы экономическо-социального характера такие как дороговизна продуктов и одежды (36%), нет работы с достойной оплатой (30%), отсутствие собственного жилья (28%), нехватка денег (28%) и взаимоотношения в семье (27%).

Данным проблемам государство отнеслось с особым вниманием в Год молодежи и в стране прошли многочисленные мероприятия по предоставлению молодым людям доступного жилья, образования, обеспечению занятости, развитию предпринимательства, грантовому финансированию неправительственных организаций и т. д.

Исходя из вышеперечисленных проблем, по оценки самой молодежи неслучайным оказалась явно выраженная проблематика миграции. На вопрос опроса хотели бы поменять место жительства и уехать в другой город, более 60% ответили утвердительно. Но несмотря на вызовы экономического и социального характера за рубеж хотели бы уехать только 14% молодых.

Опрос показал, что казахстанская молодежь поддерживает текущий курса развития страны (54%). Что касается важных жизненных приоритетов и ценностей, то в основном молодежь считают очень важным, помогать и заботиться о своих родителях и самим быть хорошими родителями (80%), приобретение собственного жилья (77%).

Современную молодежь страны характеризуют наличие смартфона у большинства (81%) и высокая вовлеченность в социальные сети (66% опрошенных регулярно проводят время в соцсетях). Несмотря на это уровень общей компьютерной грамотности молодежи остается на среднем уровне лишь каждый пятый считает «продвинутым», а 55% «средним».

Что касается оценки молодежи о роли государства в решении молодежных проблем в стране, то только 28% считают, что государство уделяет повышенное внимание и 23% скептичны ответили о роли государства. Данный результат нельзя оставить незаменимым, ведь государство должно играть весомую и главенствующую роль в вопросах жизнедеятельности молодежи.

Несмотря на скептическое отношения молодежи к вкладу государства в молодежную политику, стоит отметить успехи государства. Положительными моментами является выработка нормативно-правовой базы молодежной политики Казахстана. Вдобавок к нормативно-правовой базе Казахстан смог создать успешно институциональную структуру для формирования и реализации молодежной политики. Молодежная политика включает механизмы их разных отраслей, направленные на все категории молодежи, т.н. интегрированный подход, уделяя особое внимания более уязвимым группам молодежи. Реализуется много проектов и государственных программ направленные на развитие различных сфер жизнедеятельности молодежи. Особо важным считается применение научно-исследовательского подхода к обеспечению молодежной политики.

Несмотря на развитие молодежной политики Казахстана с 1991 года, в сравнении с международным опытом, имеется ряд недостатков и вызовов, стоящих перед ней. Рассмотрим некоторые из них.

Например, потенциал молодежных ресурсных центров остается нереализован в полной силе, также среди молодежи довольно низкая осведомленность о их работе и услугах (лишь 4,7% опрошенных молодых людей осведомлены об их работе и имеют опыт обращения в молодежные ресурсные центры).

Отсутствие нормативно правой базы, поддерживающей развитие сектора молодежной работы и недостаток квалифицированных профессиональных кадров в сфере молодежной работы. Молодежная работа — это деятельность по развитию, воспитанию и образованию молодежи, а молодежный работник это общее название специалистов, работающих в молодежной сфере, в т.ч. на добровольной основе: работники молодежных ресурсных центров, лидеры молодежных организаций, руководители по интересам в школах, руководители кружков, работники школ по интересам, руководители по внеклассной работе, специалисты по распространению информации среди молодежи, руководители молодежных проектов и др. Целью работы с молодежью является создание предпосылок и поддержки молодежи в ее способности справиться с жизнью в обществе.

Помимо этого, происходит незначительное участие молодежи в молодежной работе и в молодежной политике. Например, только 2,9% являются активные членами молодежных организаций, 68,3% не участвуют вообще.

Исходя из этого, назревает необходимость усовершенствовать некоторые подходы в развитие сектора.

Учитывая результаты опроса молодежи, о том, что молодёжные организации могли бы больше заниматься обучение новым навыкам и повышение грамотности (39%) и то, что молодежь ощущает потребность в развитии навыков необходимых для современного рынка труда и когда формальное образование не всегда справляется с этим, стоит очевидным и первостепенным вкладывать в развитие сектора молодежной работы. Совершенствование реализации оказания широкого спектра услуг для молодежи и неформальное образование посредством усиления их финансирования из государственного, областного и районного бюджета и других привлеченных ресурсов; увеличение осведомленности молодежи о возможностях моложеной работы. Стоит отметить, что молодежным ресурсным центрам отводиться особую роль в развитии неформального образования и реализации превентивных мер в отношении молодежи по многим направлениям и в разных сферах жизнедеятельности молодежи. Неформальное образование молодежи за пределами внеклассной деятельности в молодежных ресурсных центрах можно рассматривать как альтернативную или дополняющую меру для обучения и поддержки молодых людей для плавного перехода на рынок труда.

Для развития сектора молодежной работы в свою очередь необходимо инвестирование в обучение работников по делам и работе с молодёжью. Соответствующее образование обеспечивает повышение качества оказываемых услуг для молодежи и способствует профессионализации специалистов, работающих с молодежью. А также создание профессиональных объединений таких как Ассоциация профессиональных молодежных работников, Объединение молодежных ресурсных центров.

В целом стоит заметить, что у Казахстана имеется хорошие предпосылки для развития молодежной политики. Особую роль безусловно в этом играет готовность государства инвестировать в данную область, сотрудничество между различными уровнями власти, секторами и активное вовлечение молодежи, и учет их интересов и потребностей при планирование дальнейших шагов. Молодежь для Казахстана должна стать не просто ресурсом устойчивого развития страны, но и выступать в роли партнера, чье участие является необходимым условием реализации молодежной политики в будущем, так и развития государства в целом.

Биография

Автор: Таня Дибоу

С 2015 года и до сих пор преподаватель молодежной работы в Институте педагогических наук Таллиннского университета и куратор программы прикладного высшего образования в сфере работы с молодежью.

В области молодежи ранее работала около 5 лет специалистом по молодежи в Таллиннском центре молодежи, консультантом планирования карьеры молодежи в Северо-Эстонском центре поддержки молодежи.

В 2019 году защитила докторскую диссертацию в Таллинском Университете (Эстония) на тему «Молодежная политика Эстонии: поиски решения к совместной работе в контексте многоуровневого управления»

В период 2018-2019 международный эксперт в UNICEF Azerbaijan по разработки академической магистерской программы обучения специалистов в области управления сектора молодежи и молодежной политики в Азербайджане.