Наблюдая за белорусскими президентскими баталиями, невольно вспоминаешь о таковых отечественных чуть более годичной давности. Хоть и на первый взгляд, это совершенно два разных кейса, но точки соприкосновения есть и они дают пищу для размышений.
Сейчас, рассуждая сквозь призму нынешней электоралки в Минске, нужно отметить, что на многие события, произошедшие до и непосредственно после наших выборов, начинаешь смотреть на все произошедшее тогда под другим углом.
Сразу бросается в глаза изначально выбранная модель диалога и обратной связи, которая может быть неидеально и не на 100 процентов была реализована нежели в теории, но всё же, в сравнении с белорусским сценарием , наши власти, оказывается (важная оговорка), действовали куда гибче и даже технологичнее (!).
Во-первых, власти не препятствовали главному оппозиционному кандидату, не было давлений или разного рода санкции и вообще, для нашей страны весь процесс, сопровождавший электоральный период был в новизну, радость от которой, к сожалению, быстро замылил сам факт непривычки, и оттого немного притупленной оказалось послевкусие.
Однако сиюминутное учреждение Нацсовета, инициация диалога в формате открытости де-факто, сразу же последовавшая риторика касательно дискуссии о законе по порядку организации и проведения мирных собраний и даже элементарно то, как без никаких спецсредств, голыми руками были разогнаны участники митинга - это все яркий показатель того, как тогда казахские власти в сравнительной степени действовали более органично. Само собой, никто не поддерживает и не утверждает, что сам факт задержаний является положительным моментом - здесь всё только лишь в сравнительной степени.
Помнится. как давеча известный российский экономист Александр Аузан рассуждал о природе авторитаризма, сказав, что «государство авторитарно настолько, насколько мы недоговороспособны. Развитие нашей договороспособности — это возможность для снижения авторитаризма и ухода целого ряда задач в другие самореволюционные решения».
Тут же вспоминаются слова президента Токаева, который завершая свою речь на втором заседании Нацсовета отметил, что казахстанцы, по его убеждению, призваны осуществить историческую миссию – на своем примере показать, как нужно и можно путем созидательного диалога власти и народа преодолеть любые преграды.
Так или иначе, развитие диалога и договороспособности власти с обществом запускает цикл взаимосвязанных изменений в государстве. Это ясно начал демонстрировать Нацсовет, о создании которого как уже было отмечено было заявлено на инаугурации президента Токаева.
У нас спустя год стало рождаться понимание, что можно добиться успеха, если начать думать в долгую, прекратив необоснованный антагонизм, выработав адекватные правила и самим начать их соблюдать. Посмотрим, как будет у наших друзей в Беларуси.
