Я сам по себе

Я сам по себе
Ⓒtarlan.kz

В Алматы прошли мероприятия, посвящённые 85-летию со дня рождения известного писателя, переводчика Герольда Бельгера.

Октябрь для меня с детских лет всегда был предвкушением праздника. Или потому, что осень с её красками, опадающими листьями всегда манила своей увядающей прелестью и буйством цветов, или тем, что в октябре были дни рождения папы и старшей сестры.

А в последние годы к этому присоединился день рождения Герольда Карловича Бельгера. Наверное, мне очень повезло быть не просто знакомой с одним из самых масштабных людей в казахстанской культуре, но и дружить с ним.

Познакомились мы в Верховном Совете 13-го созыва. Разумеется, имя Бельгера было мне знакомо, но воочию довелось увидеть именно там. Он всегда сидел как бы особняком, вроде бы со всеми, но в то же время не с ними. Время от времени что-то записывал, очень внимательно слушал тех, кто ему был интересен. А таковых, увы, было меньше. Возможно, поэтому Герольд Карлович позже наотрез отказывался от того, чтобы его вновь выдвинули депутатом парламента. Не знаю, на эту тему мы почти не говорили. Но зато, с каким уважением он отзывался о своих товарищах по литературному цеху. В отношении одного писателя мы оказались единодушны во мнении. Всегда считала и считаю, что Абиша Кекилбаева не оценили по-настоящему современники и жаль, что мало исследований, посвящённых творчеству этого писателя-философа, умеющего передать основы простым доступным языком.

Просто, ясно писал и сам Герольд Карлович, но при этом поднимал такие темы, что кто-то другой бы запутался в глубинах описываемого. Вероятно, поэтому он и ценил Абиша Кекилбаева за то, что тот тоже описывал ситуацию, людей, не вдаваясь в морализаторство. И заставляя читателей подниматься на уровень своего мировоззрения.

Интересно было Герольду Карловичу многое. Он живо интересовался политикой, поддерживал всё прогрессивное, что появлялось в стране. Воистину отцовское отношение у него было к Булату Абилову, Оразу Жандосову. Он верил, что у этих ребят получится сделать полезное для страны. И огорчался, когда оба один за другим ушли из большой политики.

В последние годы Герольд Карлович всё чаще стал говорить и писать о судьбе казахского языка и просвещении. Видя многое, что происходило, он считал, что виной ошибок – невежество. И писал: «Поистине: невежество – бич разума».

За все годы нашей дружбы Герольд Карлович как-то не затрагивал тему того, что я плохо владею родным языком. Но в последние года два-полтора до своего ухода он стал об этом говорить. А узнав о том, что в родительском доме была хорошая библиотека, в том числе и на казахском языке, а папа с мамой прекрасно владели обоими языками, Герольд Карлович огорчился. И стал потихоньку советовать мне: изучать родной язык. Конечно, он прав. Но, если раньше, к примеру, я могла пополнить свой словарный запас, просматривая программы отечественного телевидения, то сейчас там сплошные концерты или слезливые ток-шоу. Так язык, разумеется, не выучить.

Понятно, что Герольд Карлович переживал за меня и поэтому беспокоился. Но в этом проявлялась его любовь к казахскому языку и культуре. С большой благодарностью Гереке вспоминал о казахах из далекого аула в Северо-Казахстанской области и говорил, что именно там он не просто познакомился с обычаями, нравами казахов, но и увидел, как они сохраняются. «За многие века кочевой жизни на огромных пространствах казахи терпеливо и методично создали и отшлифовали две основополагающие ценности — язык и нравы-обычаи. И то, и другое является фундаментом национального Духа», - писал он. И был прав.

Отражение национального духа, воплощение всего хорошего, что есть в казахах, Герольд Карлович видел в Абае, его творчестве. И не раз сравнивал Абая и Гёте. Оба этих великих мыслителя интересовали его до конца жизни. Он постоянно проводил параллели между ними и отмечал сходство в отношении к тому, что претило их мировоззрению. «Абай всегда говорил то, что думал, и никогда не вилял. Не старался к кому-то пристроиться, угодить, - отмечает Герольд Карлович, Он и сам был таким. Недаром он о себе сказал: «Я сам по себе. Что вижу, то и описываю. Уши есть – слышу – описываю. Свое мнение высказываю».

Люди со своим мнением, своей позицией, не пытающиеся пристроиться к кому-либо всегда привлекали его внимание. И он вникал в то, что они говорили, соглашался или не соглашался, но отмечал, что там есть полезное.

… В этом октябре уже в 5-й раз мы встретили день рождения Герольда Карловича Бельгера без него самого. А мне всё слышится его глуховатый голос, и я всё жду телефонного звонка…

Автор: Айгуль Омарова